Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Дом детского творчества оренбургского района Оренбургской области»

 

 

 

 

 

 

«Использование игровых технологий на занятиях эколого-биологической направленности»

 

 

 

 

 

Федяева М.С.,

 методист ДДТ

 

 

 

Оренбург, 2017

 

 

 

 

Экологически грамотное поведение человека необходимо формировать с раннего детства, чтобы ребенок имел возможность овладеть определенным набором знаний и навыков поведения в природе. В связи с этим, экологическое образование становится одним из приоритетных направлением педагогической деятельности.

  Как известно всему педагогическому сообществу, наиболее успешно знания усваиваются в процессе игры, в непринужденной обстановке, «незаметной» и интересной для детей. Игровые технологии являются одной из передовых форм обучения, позволяющих сделать интересным и увлекательным изучение базового материала.

Важное развивающее значение имеют игры с правилами – подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). 

Среди всего многообразия игр с правилами особое место принадлежит дидактическим играм. Уже само название – дидактические – говорит о том, что цель этих игр – умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания детей. 

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. 

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т.д.). 

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. 

 Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. 

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде. 

В структуре дидактических игр выделяются следующие структурные элементы: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры. 

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, формулируется педагогом и отражает его обучающую и воспитательную деятельность. 

Правила игры обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. 

Игровые действия – основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него. 

Подведение итогов – проводится сразу по окончании игры. Это может быть выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т.д. 

Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока: 

игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней); 

игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе. 

Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей. 

В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе. 

Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом сформированных представлений: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе. 

Игры можно проводить в вербальной форме, а также с использованием природного и иллюстративного материала. Эти игры содействуют формированию конкретных представлений о предметах, приобретению более точных знаний об их признаках и свойствах. Их целесообразно проводить с детьми, имеющими низкий уровень экологических представлений. 

В вербальных дидактических играх дети, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них, самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Этот вид игры целесообразно использовать в работе с обучающимися, имеющими более высокий уровень сформированности экологических представлений. 

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе. 

Чтобы поддержать стремление детей отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в классах в отдельных уголках целесообразно разместить материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т.п.). Таким образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления. 

Рекомендации при проведении игр

      1. Подбирайте игры с учетом возрастных особенностей детей и тех задач экологического воспитания, которые можно решить на данном возрастном этапе. 

2. Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовывать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. 

3. Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности. 

4. Для проведения игр необходимо использовать различные методы и приемы: 

5. Игровые (загадки, считалки и т.д.); 

6. Словесные (беседа для уточнения заданий, объяснение правил, анализ деятельности); 

7.  Наглядные (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий). 

8. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. 

9. Используйте игры систематически, желательно, чтобы каждая следующая игра являлась логическим продолжением предыдущей. 

10.  Перед игрой четко продумайте правила и критерии оценок. 

11. Правила игры должны соответствовать правилам поведения в природе. 

12. Подберите соответствующий наглядно-иллюстративный материал. 

13. Особенным условием является собственное желание ребенка принять участие в игре. Не нужно принуждать детей принимать участие в играх. 

14. Используйте игру, как закрепление уже полученных ранее знаний. Игра – это не самостоятельный, а вспомогательный метод обучения. 

15. Содержание игры не должно противоречить знаниям, полученным в процессе обучения другим предметам. 

16. Выбирайте игры, которые решают не только задачи экологического воспитания, но и общие педагогические задачи. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. 

17. Необходимо, чтобы педагог включался в игру, т.к. он является и участником и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с поставленными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло. 

18. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания и доверия. 

19.  Старайтесь не затягивать игру по времени, ведь детям быстро надоедает один вид деятельности.

 20. Обязательно после игры обсудите её результаты, пусть дети обменяются мнениями, сделают выводы. 

Примеры игр 

1. Творческий конкурс 

Перед проведением конкурса учащимся предлагается принести с собой различные материалы, которые могут быть использованы для аппликации: пленку, пластик, цветную бумагу, фольгу, ткани, различные упаковки из-под лекарств, а также 1-2 альбомных листа. Для занятия должны быть приготовлены нитки, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры. 

Учащимся дается задание: придумать сюжет экологического плаката и выполнить его методом художественной аппликации. Для младших школьников вариантом этой игры может быть изображение любимых зверей, птиц, растений, героев любимых сказок о растениях и животных и т.п. Результаты конкурса (сюжет, оформление) оценивает жюри. Экспонаты конкурса могут быть подготовлены как домашнее задание. Заключительное мероприятие – выставка детского экологического плаката. 

Метод аппликации показывает полезное использование бытовых отходов в детском творчестве, его можно применить для изготовления памятных подарков. 

2. Узнай животное 

Педагог зачитывает описание животного. Задача: определить, кто это, без подсказки или с подсказкой на выбор (от 4 до 2 баллов). 

1. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала он сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху – крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает сухим лишайником. 

Подсказка. Зимой этот зверек серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. 

2. Французский натуралист Жорж Луи Бюфффон так охарактеризовал это животное: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав». 

Подсказка. Этого зверя называют санитаром леса. 

3. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей. 

Подсказка. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. 

4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. 

Подсказка. Его считают большим трусишкой. 

5. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шашками. Этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами. 

Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы. 

6. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь. 

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. 

Ответы 

1. Белка. 3. Ёж. 5. Лиса. 

2. Волк. 4. Заяц. 6. Медведь. 

3. Паутина жизни 

Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса. 

4. Отгадай, чьи следы 

Цель: развитие памяти, наблюдательности. 

Детям показываются карточки, на которых изображены следы различных зверей. После правильного ответа продемонстрировать изображение самого животного с кратким описанием. 

Можно разделить ребят на две команды. Выдавать жетоны за правильные ответы. В конце подвести итоги. 

5. Следопыт 

Цель: развитие у детей внимательности. 

Ход игры. Во время прогулки или похода детям дается задание найти предметы:

1) следов жизнедеятельности животных (это могут быть: объеденная белкой шишка, обглоданная зайцем ветка осины, объеденный гусеницей лист);

2) птичьи перья;

3) семена, разносимые ветром;

4) листья одного вида дерева;

5) любые кости; 6) три вида семян;

7) запомнить один вид насекомого с покровительственной окраской;

8) что-либо круглое;

9) скорлупа от яиц;

10) что-либо мягкое;

11) любой предмет с острым краем;

12) пять видов антропогенного мусора;

13) что-либо ровное, прямое;

14) что-либо красивое;

15) естественный бесполезный для природы предмет (в природе все необходимо);

16) погрызенный не человеком предмет;

17) что-нибудь, что звучит;

18) что-либо белое;

19) что-либо важное для природы;

20) что-либо похожее на себя.