МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по работе
с детскими общественными объединениями
в Оренбургской области
(Материал предоставлен на сайте Министерства образования Оренбургской области
http://www.minobr.orb.ru/pdo/klassruk_pdo.php)
Согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Понятия «молодежное общественное объединение» и «детское общественное объединение» в законе не сформулированы, оговариваются лишь некоторые требования, предъявляемые к членам и участникам детских и молодежных общественных объединений. Согласно статье 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» «...членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет...», а «членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет». Как правило, детскими считаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет от общего числа членов; молодежными считаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан 14-30 лет от общего числа членов.
Общественным также считается объединение, которое:
Ø создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;
Ø осуществляет социально-направленную деятельность;
Ø не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» устанавливает основные принципы создания и деятельности общественных объединений. В соответствии со статьей 15 данного закона «... деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной».
Основные принципы создания и деятельности общественных объединений, установленных Федеральным законом «Об общественных объединениях»:
Ø добровольность: добровольность вхождения и свобода выхода из объединения; участие молодых людей в деятельности объединения без принуждения и внешнего контроля;
Ø равноправие: все члены объединения имеют равные права независимо от того, какую должность в общественном объединении они занимают;
Ø самоуправление: деятельностью объединения руководят выборные органы; выбор целей деятельности и путей их достижения осуществляется совместно всеми членами объединения;
Ø законность: соответствие деятельности, нравственных ориентиров организации действующему законодательству;
Ø гласность: открытость, публичность деятельности при безусловном учете предложений всех членов объединения.
Исследователи детского и молодежного движения выделяют основные принципы жизнедеятельности общественного объединения:
Ø социализация: непрерывность и открытость освоения ребенком социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи, определение своего места в социальной среде;
Ø гуманизация: признание личности и самого объединения как самоценности;
Ø демократизация: личности гарантируется осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения; реализация прав и обязанностей объединения в государстве и обществе;
Ø индивидуализация: учёт и развитие индивидуальности личности, и становление непохожести объединения;
Ø сотрудничество: субъект-субъектные отношения в объединении и такая же форма взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;
Ø гармонизация: согласованность интересов личности, объединения и общества;
Ø интеграция: объединение и использование творческих потенциалов всех членов общественного объединения и благоприятных «внешних» воспитательных влияний.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности». Раскрываются понятия организационно-правовых форм в следующих статьях закона:
статья 8: «общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан»;
статья 9: «общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения»;
статья 10: «общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели»;
статья 11: «общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения»;
статья 12: «органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».
Как показывает практика создания общественных объединений, наиболее часто встречающейся формой объединений, созданных в образовательных учреждениях, является общественная организация.
Статьей 13 закона устанавливается возможность общественных объединений создавать союзы (ассоциации): «общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации».
В Оренбургской области действует 864 детских общественных организации (ДОО) на базе образовательных учреждений. Школьные детские организации входят в состав районных и городских ДОО, которые как отделения входят в состав Оренбургской областной общественной организации «Федерация детских организаций».
ОООО «ФДО» насчитывает более 80000 мальчишек и девчонок. Организация действует с 1993 года. Является некоммерческой и неполитической. Цель ОООО «ФДО» - становление общественно активных позиций у детей и подростков Оренбургской области.
В целях эффективного развития детского движения Оренбургской области рекомендуем использовать следующую структуру ОООО «ФДО», опирающуюся на нормативно-правовую базу.
Региональный уровень:
Действует Межведомственная программа развития детского движения в Оренбургской области на 2014-2016 годы.
ОООО «ФДО» имеет свою символику и атрибуты: красный тюльпан и галстук - триколор.
Членство в ОООО «ФДО» с 8 лет.
Муниципальный уровень.
Районные или городские детские общественные организации имеют статус отделений
ОООО «ФДО». Руководит отделением согласно Уставу ОООО «ФДО» председатель Совета отделения. У отделения есть свой устав, программа деятельности.
Обеспечивает работу отделения (организации) методист по детскому движению.
Функциональные обязанности методиста следующие:
Методист должен знать и использовать в своей работе:
- Конвенцию о правах ребёнка;
- нормативную базу деятельности детских и молодёжных общественных объединений;
- основы педагоги и возрастной психологии, принципы дидактики;
- принципы методического обеспечения своей деятельности;
- владеть различными методиками работы;
- систему организации образовательного и воспитательного процессов в учреждении;
- принципы и порядок разработки программной документации, планов работы, воспитательных программ, методических рекомендаций, связанных с направлением деятельности;
- методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях;
- принципы и содержание работы методических объединений педагогических работников;
- принципы систематизации методических и информационных материалов;
- современные образовательные и воспитательные технологии;
- психологические особенности развития временного детского коллектива;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Функции
Основными направлениями деятельности методиста являются:
1. организация деятельности детских и молодёжных общественных объединений в образовательных учреждениях;
2. методическое обеспечение работы детских организаций.
Должностные обязанности
Методист по работе с детскими и молодёжными общественными объединениями выполняет следующие должностные обязанности:
1. Устанавливает контакт с руководителями школ, оказывает методическую и
практическую помощь, связанную с направлением деятельности, педагогам –
организаторам, старшим вожатым, заместителям директоров школ по воспитательной работе.
2. Осуществляет накопление, систематизацию и распространение методической продукции по программно- методическому обеспечению работы с детскими и молодёжными общественными объединениями в образовательных учреждениях района.
3. Принимает участие в работе областных семинарах-совещаниях, связанных с направлением деятельности, обобщает, систематизирует и передаёт полученную на семинарах- совещаниях информацию педагогам-организаторам, старшим вожатым и заместителям директоров школ по воспитательной работе.
4. В случае необходимости осуществляет руководство районной детской организации.
5. Проводит районные тематические семинары, круглые столы, индивидуальные
консультации, связанные с направлением деятельности.
6. На основе диагностики анализирует состояние методической и воспитательной работы в школах и разрабатывает предложения по повышению эффективности.
7. Исследует, изучает и обобщает опыт лучших детских и молодёжных общественных объединений в районе, систематизирует имеющийся опыт по работе с детскими организациями.
8. Обобщает и распространяет опыт первичных общественных объединений.
9. Планирует работу на год в соответствии с поставленными задачами.
10. Организует подготовку и проведение районных мероприятий, связанных с направлением деятельности.
11. Участвует в реализации областных программ, связанных с направлением деятельности.
12. Участвует в подготовке к областным конкурсам, оказывает участникам района методическую и практическую помощь, связанную с направлением деятельности.
13. Ведёт постоянную работу с активом класса.
14. Занимается пропагандой и привлечением детей в детские и молодёжные общественные объединения.
15. Формирует состав районных и городских команд на областные лагерные сборы.
16. Оказывает методическую помощь и поддержку при проведении районных лагерных сборов.
17. Поддерживает инициативу детей и молодёжи.
18. Привлекает внимание администрации города и района к деятельности детских и молодежных общественных объединений.
19. Анализирует эффективность своей работы, работы детских и молодёжных общественных объединений, старших вожатых, педагогов–организаторов.
20. Ведёт необходимую отчётную документацию
Основные документы
детской общественной организации муниципального уровня:
▪ Устав организации;
▪ нормативно-правовая база;
▪ регистрационное удостоверение (свидетельство) детской общественной организации о членстве в ОООО «ФДО» организации;
▪ программы, в т.ч. программа деятельности детской организации;
▪ членская база (списки членов организации или их учётные карточки. Списки членов Совета или другого выборного органа с указанием обязанностей каждого);
▪ перспективные и календарные планы работы детской организации;
▪ план работы детской организации на год (по четвертям);
▪ нормативные протоколы и акты (протоколы заседаний, решения выборного органа);
▪ система взаимодействия и сотрудничества (договора, в т.ч. договор между детской организацией и учреждением, в котором базируется организация);
▪ корпоративная культура (символика, ритуалы, традиции, положения об основных символах организации);
▪ программа обучения актива (план учёб актива, тематическое планирование);
▪ достижения организации и её членов (+информация в СМИ);
▪ отчёты о проведённых мероприятиях;
▪ отчёт о работе за год (анализ);
▪ сценарный банк проведённых мероприятий;
▪ Дневник (летопись) детской организации, объединения. Видео-, фото-, печатные материалы о деятельности организации.
Примерные образцы документов:
Пример Устава:
УСТАВ
детской общественной организации муниципального уровня
(пример оформления и содержания)
Принят
1 районным слётом активистов ДОО
Дзержинского района 23.09.2004 г.
(с изм. от 08.10.2010 г.)
Устав
Содружества детских организаций Дзержинского района
«Молодые инициативные ребята»
г. Оренбург
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Содружество детских организаций района «Молодые инициативные ребята», в дальнейшем СДОР «МИР» либо Содружество, является общественным, самоуправляемым, добровольным объединением детских общественных организаций Дзержинского района г.Оренбурга, созданным в результате свободного волеизъявления детей и подростков, объединившихся на основе общности интересов для совместной деятельности.
1.2. Содружество осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, с ФЗ «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке детских и молодёжных общественных объединений», законом Оренбургской области «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений», с Уставом ОООО «Федерация детских организаций» и настоящим Уставом.
1.3. Деятельность СДОР «МИР» основывается на принципах самостоятельности, ответственности, равноправия, сотрудничества, гласности и коллективности.
1.4. Содружество сотрудничает со всеми службами и учреждениями образования, культуры, спорта, досуга и другими государственными и общественными организациями, чья деятельность не противоречит Конституции РФ.
1.5. СДОР «МИР» имеет свою символику, атрибуты, традиции и печать.
1.6. Содружество работает под девизом ОООО «ФДО» «За Родину, Добро и Справедливость!»
1.7. Юридический адрес СДОР «МИР»: 460052, г.Оренбург, ул. Родимцева, д. 5/1, каб. №29, тел.(факс): 8 (3532) 625913.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Цель: создание условий для всестороннего развития детей в различных сферах общественной жизни, раскрытия и всесторонней реализации их личностного потенциала.
2.2. Задачи:
- ориентация личности школьника на гуманистические установки и жизненные ценности в современных условиях;
- развитие у лидеров ДОО навыков организаторского и управленческого мастерства;
- моделирование и апробирование новых форм работы, видов деятельности, способствующих социальному, интеллектуальному, духовному развитию детей в условиях деятельности СДОР «МИР»;
- создание условий для делового партнёрства и сотрудничества детских общественных организаций школ района;
- выявления творческих задатков, индивидуальности личности, творческого потенциала и способности к саморазвитию;
- развитие инициативы и творчества ребят в процессе участия в деятельности ДОО;
- приобщение детей к общечеловеческим нормам, формирование эстетических ценностей и вкуса, стремление к участию в культурной жизни общества;
- формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
- реализация районных социально-значимых программ и проектов.
2.3. Предметом деятельности являются:
- организация и проведение конкурсов, мероприятий, фестивалей по основным направлениям деятельности;
- обучение актива ДОО и лидеров Содружества;
- участие в конкурсных программах и акциях разного уровня (город, область, Россия);
- участие в реализации основных программ ОООО «ФДО».
3. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ СОДРУЖЕСТВА
3.1. СДОР «МИР» выполняет следующие функции:
- информационно-пропагандистскую;
- организационную;
- представительскую.
3.2. В пределах этих функций Содружество имеет следующие полномочия:
- проводить и организовывать мероприятия;
- представлять ДОО (членов Содружества) в общественных структурах;
- планировать и проводить различные коллективные творческие дела;
- изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы ДОО;
- принимать решения по общественной жизни и корпоративной культуре Содружества;
- защищать интересы своих членов в вышестоящих инстанциях.
4. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. В своей деятельности СДОР «МИР» придерживается следующих принципов деятельности, к которым относится:
- уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена организации;
- коллективность в работе, коллегиальность в принятии решений, взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений;
- свобода дискуссий;
- уважение прав большинства и меньшинства.
4.2. Правилами отношений между членами Содружества являются: дружелюбие, взаимная поддержка, критическое отношение к тем, кто своим поведением и действиями дискредитирует статус члена ДОО и СДОР «МИР», взаимопонимание.
4.3. Участие членов Содружества в проводимых мероприятиях и делах добровольное. Каждый член организации вправе самостоятельно определить круг мероприятий и программ, в которых желает принять участие и быть организатором.
5. ЧЛЕНСТВО, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ
5.1. Содружество объединяет на добровольной и равноправной основе детские общественные организации школ и лицеев Дзержинского района г. Оренбурга, которые принимают активное участие в реализации совместных программ и признают Устав и принципы деятельности Содружества. Основу СДОР «МИР» составляют первичные коллективы на основе общности интересов. Форму строения, место базирования, порядок пополнения своих рядов, традиции, программу деятельности определяют сами члены (ДОО) Содружества.
5.2. Вступление в члены СДОР «МИР» осуществляется в заявительном порядке на основании решения руководящего органа детской организации. Данная организация становится членом Содружества после решения о приёме на заседании Совета лидеров СДОР «МИР».
5.3. Все члены Содружества равны в правах между собой. Права членов Содружества:
- проявлять активность в деятельности СДОР «МИР» на основе вышеизложенных принципов и в соответствии с целями и задачами Союза;
- выражать собственное мнение и мнение своей ДОО, вносить предложения по совершенствованию работы Содружества;
- избирать и быть избранным в органы управления, участвовать в планировании и выполнении принятых планов;
- участвовать во всех мероприятиях СДОР «МИР»;
- получать текущую информацию о работе Содружества;
- свободно выйти из состава Содружества.
5.4. Обязанности членов СДОР «МИР»:
- соблюдать и выполнять требования данного Устава;
- выполнять решения районного слёта активистов ДОО;
- действовать на благо Содружества, заботиться о чести и поддержании его традиций и авторитета;
- способствовать повышению авторитета СДОР «МИР» в социальном сообществе района и города.
5.5. Выход из Содружества производится в заявительном порядке на основании решения Слёта активистов ДОО, с обязательным предупреждением Совета лидеров Содружества о своём решении не позднее, чем за два месяца до выхода.
5.6. Член Содружества может быть исключён из Содружества, если деятельность данного члена противоречит настоящему Уставу.
6. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
6.1. Высшим органом СДОР «МИР» является районный Слёт активистов ДОО, который созывается не реже 1 раза в 1 учебный год. Внеочередной Слёт может созываться по инициативе Совета лидеров Содружества.
6.2. В компетенции Слёта активистов ДОО:
- принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации Содружества;
- внесение изменений, дополнений в данный Устав;
- утверждение приёма и выхода новых членов Содружества;
- определение основных направлений деятельности СДОР «МИР»;
- выборы Совета лидеров Содружества, председателя Совета, определение их состава, срока полномочий, компетенции и досрочного прекращения их полномочий;
- утверждение программ деятельности Содружества.
Решения Слёта правомочны при участии в его работе более половины избранных активистов-делегатов ДОО.
Принятым считается решение, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих участников Слёта. Решение принимается открытым голосованием.
6.3. Постоянно действующим руководящим органом СДОР «МИР» является Совет лидеров детских общественных организаций, который избирается на Слёте сроком на 1 год в составе 20 человек и является представительным органом Содружества. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Заседания Совета лидеров правомочны при участии более половины всех членов Совета. Решение считается принятым, если проголосовало простое большинство присутствующих.
6.4. В компетенции Совета лидеров:
- организация выполнения решений Слёта;
- принятие решения о созыве Слёта СДОР «МИР» (внеочередной);
- формирование пилотных штабов для реализации основных программ деятельности;
- решение повседневных вопросов жизнедеятельности Содружества;
- осуществление планирования и координации реализации основных программ деятельности.
6.5. Возглавляет Совет лидеров Председатель, который избирается на Слёте сроком на 1 год большинством (не менее 2/3) голосов присутствующих на Слёте.
Председатель:
- обеспечивает повседневное руководство деятельностью Содружества,
- обеспечивает выполнение решений Слёта, Совета лидеров,
- представляет СДОР «МИР» в государственных, общественных учреждениях и организациях.
6.6. Пилотные штабы основных программ деятельности Содружества планируют, организовывают и контролируют работу СДОР «МИР» по данным направлениям. Заседание Пилотных штабов проводится не реже 1 раза в месяц.
7. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Прекращение деятельности СДОР «МИР» осуществляется по решению Слёта активистов ДОО. Решение о прекращении деятельности и ликвидации принимается не менее 2/3 голосов присутствующих.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа – это документ, отражающий достижение конкретной цели организации, модель будущей деятельности, которая должна давать ответы на вопросы:
1). Каково исходное состояние ДОО?
2). Каким хотелось бы видеть детское объединение ?
3). Что надо предпринять для того, чтобы изменить реальное состояние дел и приблизить его к идеальному образу?
Программа ДОО может иметь различную структуру, но основные ее элементы неизменны: введение, цели и задачи, содержание деятельности, план реализации, предполагаемые результаты.
Могут быть разделы: кадры, имидж (или атрибутика, методическое обеспечение, финансы и т.д.).
Рассмотрим подробнее, что включают в себя основные элементы программы:
1.Введение
(преамбула, объяснительная записка и т.д.)
В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Необходимо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе, микрорайоне на момент создания программы. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначена (какому возрасту, социальной группе и т.д.). Во введении объясняется название программы (если оно есть), ее основные идеи и принципы.
2.Цели и задачи.
В этом разделе указывается основная цель программы и задачи, которые уточняют, конкретизируют основную цель. Требования к формулировке цели:
- цель выражается простыми словами, желательно - одним предложением;
- цель может быть легко «разложена» на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата;
- цель может быть достигнута в определенный период времени;
- цель может быть достигнута усилиями Вашего коллектива или Вашими усилиями.
Вы можете легко определить, достигнута цель или нет.
Цель деятельности детского объединения – это конкретный образ предполагаемого результата, который детское объединение может реально достичь к определенному моменту времени.
Задача – это частная цель, это конкретизация цели, шаг на пути ее достижения. Задачи разрабатываются для каждого направления программы. Обычно программа содержит 3-7 задач.
Задачи можно разделить на ведущие (воспитательные) и вспомогательные (организационно-практические). Ведущие задачи должны давать ответы на вопросы, что необходимо формировать, развивать, о становлении чего заботиться, чему научить, с чем бороться; в общем, то, что связано с формированием личности и детского коллектива.
Вспомогательные задачи как бы отвечают на вопросы, что обеспечить (сделать возможным), во что вовлекать участников объединения, что привлекать в качестве средств, что не допускать, что организовывать, стимулировать и т. д.
3.Содержание.
Этот раздел программы содержит описание форм, методов, с помощью которых предполагается реализовывать цели и задачи. Раздел должен дать ответы на вопросы «Что?», «Где», «Когда?», «Как?». Для более удобного способа передачи «содержания» этот раздел обычно делится на подпрограммы, блоки, направления, модули, проекты, тропинки, ступени и т. д.
4.План (механизм) реализации
Один из самых сложных для разработки разделов. Он представляет собой описание системы действий (что необходимо сделать, с кем встретиться) по воплощению в жизнь замысла, идей программы.
В чем разница между планом работы детского объединения и планом реализации? План реализации программы продумывается в основных деталях на весь период действия программы, план работы конкретно указывает сроки проведения, место, ответственных и т.д. План реализации указывает, какие организационные, материально, материально – технические условия и в каком порядке надо выполнить.
(Например, чтобы клуб любителей песни реально работал: оформление творческой группы по разработке проекта клуба, обсуждение и разрешение вопроса по определению места работы клуба, изучение опыта деятельности подобных клубов и т. д.).
Требования к плану реализации программы:
- План должен быть полным, т. е. содержать все необходимые и достаточные условия для достижения поставленных задач;
- План должен быть скоординированным, т. е. увязывать и согласовывать необходимые действия по содержанию и срокам;
- План по реализации программы должен быть контролируемым, т.е. давать возможность определять и соотносить промежуточные итоги с предполагаемыми конечными результатами и корректировать работу в соответствующем направлении.
5.Предполагаемые результаты
В этом разделе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. По объему этот раздел всегда очень лаконичен, т.к. по сути результатами каждой программы являются ее цели и задачи. Поэтому при описании результатов программы важно соблюдать те же требования, что и при формулировке блока целей и задач: конкретность и реальность. Главным результатом деятельности любого детского объединения является развитие ребенка и детского коллектива. Показатели этого развития (новые знания, умения, навыки, уровень взаимоотношений и т. д.) и должны стать результатами деятельности детского объединения.
Требования, предъявляемые к программе:
Актуальность – свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных для детского объединения проблем.
Преемственность – программа должна учитывать то, что делалось в детском объединении, в школе до того, как стала разрабатываться данная программа.
Целостность – программа должна объединять в единую систему все действия от выдвижения целей до описания предполагаемых результатов в их логической последовательности.
Прогностичность – программа должна работать на перспективу, т.е. отражать в своих целях, действиях прогнозируемые изменения, новые требования к работе детского объединения.
Реальность – программа должна быть выполнимой, оптимальной для потенциала конкретного школьного объединения.
Оригинальность – программа должна отражать специфику определенного детского объединения, своеобразие содержания, направлений, форм и методов его деятельности, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
Пример программы деятельности районной детской общественной организации:
«ЮВЕНТА»
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
На современном этапе развития общества существует объективная потребность в социальной активности нового поколения. При этом в среде учащейся молодёжи наблюдается интенсивное стремление подростков к объединению, к самостоятельному поиску путей, форм самоутверждения и самоорганизации. Для того чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо уже сегодня помочь достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность в развитии лидерских качеств, активности и самодеятельности.
Главная цель детского движения – объединение растущих граждан и общественных объединений для содействия всестороннему развитию молодого человека, реализации его потенциала в общественной сфере, защита законных интересов и прав детей. В связи с этим особая роль принадлежит детским организациям, которые располагают широкими возможностями в формировании лидерской позиции, социальной активности и гражданской компетенции растущих поколений.
Деятельность детский организаций можно рассматривать, с одной стороны, как деятельность, направленную на саморазвитие и самосовершенствование самой организации, а с другой стороны, как социально-значимую деятельность, ориентированную на детей и самоорганизацию подрастающего поколения, способствующую формированию Юных, Востребованных, Единомыслящих, Неординарных, Творческих Активистов.
Инициативой СДОР «МИР» по систематизированию и совершенствованию деятельности детских организаций является комплексная программа деятельности «Ювента».
Цель программы:
содействие активизации деятельности детских общественных организаций Дзержинского района г.Оренбурга.
Задачи программы:
- поддержка и развитие инициатив детских организаций школьного сообщества района;
- информационный обмен имеющимся опытом работы, пропаганда достижений детских общественных организаций;
- методическое сопровождение деятельности руководителей ДОО;
- подготовка актива и лидеров Содружества «МИР»;
- формирование позитивного имиджа лидера детской организации.
Участники (адресаты)
В программе принимают участие детские организации школ Дзержинского р-на. Категория участников – актив - члены ДОО, лидеры и руководители (педагоги) детских организаций.
Основное содержание программы
Программа «ЮВЕНТА» реализуется по четырём взаимосвязанным направлениям, которые можно представить в следующих подпрограммах:
Подпрограмма «КОМАНДА» (лидерское направление)
Деятельность данной программы направлена на обучение актива детских организаций учащейся молодёжи, развитие лидерских технологий и самоуправления в общественных объединениях детей.
Задачи:
- обучение актива и лидеров ДОО;
- создание кадрового резерва Содружества «МИР»;
- повышение уровня информированности, участия в выборе приоритетных направлений деятельности СДОР «МИР».
Формы работы:
Название мероприятия |
Организационный сбор лидеров ДОО |
Сбор активистов и лидеров ДОО (по проведению районного слёта активистов) |
Районный слёт активистов ДОО «Старт в будущее» (старт работы СДОР «МИР») |
Участие в областной игре «Мы – команда» (команда от СДОР «МИР») |
Районный конкурс лидеров ДОО «Лидер нового века» |
Районный конкурс-смотр деятельности ДОО «Спектр» |
Конкурс команд актива «Стань первым среди равных» |
Коммунарский сбор активистов СДОР «МИР» «ШАР – школа активных ребят» |
Районный слёт активистов СДОР «МИР» «Мы не стоим на месте» |
Подпрограмма «ДОСУГ» (культурно-досуговое направление)
Работа в рамках этой программы направлена на формирование организаторских способностей у активистов ДОО, реализацию творческого потенциала наиболее активных и талантливых членов Содружества «МИР».
Задачи:
- выявление потенциальных и уже состоявшихся лидеров детских организаций;
$1- создание условий для реализации творческого потенциала членов СДОР «МИР»;
- организация позитивного досуга лидеров и актива Содружества.
Формы работы:
Название мероприятия |
Районный юмористический фестиваль «КВН» |
Выездные развлекательные программы «Стартинейджер» (танцевальный марафон) |
Развлекательная программа для активистов СДОР «МИР» «Лидерская ёлка»- (поподведение итогов конкурса лидеров) |
Районный конкурс школьных ди-джеев «ThebestschoolDJ» (конкурс муз.операторов) |
Церемония закрытия учебного года (награждение лучших активистов СДОР) |
Подпрограмма «ИНФО» (информационно-аналитическое направление)
Деятельность в рамках этой программы направлена на создание единого информационного пространства между активистами-членами СДОР, на приведение к организационным нормам документации ДОО и Содружества.
Задачи:
- возобновление и развитие работы районной газеты «Четвёртая власть»;
- организация работы пресс-центров школ района;
- издательство методической продукции для руководителей ДОО;
- расширение возможностей использования Интернет-ресурсов для освещения работы СДОР «МИР».
Формы работы:
Название мероприятия |
Участие в областном конкурсе нормативных документов по поддержке районных ДОО |
Перерегистрация всех ДОО в районной организации (сдача необходимой документации) |
Конкурс школьных пресс-центров «Школьные коридоры» |
Создание группы или странички в социальной Интернет-сети «ВКонтакте» |
Интерактивная медиа-конференция Актива СДОР «МИР» и актива ГДОО «ЮнГор» (г. Орск) с использованием компьютерной программы «Skype» |
Подпрограмма «ПАТРИОТ» (гражданско-патриотическое направление)
Данная программа направлена на формирование чувства патриотизма, государственности и активной гражданской позиции.
Задачи:
- проведение этно-культурных мероприятий, направленных на воспитание толерантной личности члена ДОО;
- участие в городских и региональных акциях, посвящённых знаменательным датам и событиям;
- проведение деловых игр гражданско-правовой тематики;
- активизация деятельности по защите прав детей, донесению мнения детского сообщества до власти.
Формы работы:
Название мероприятия |
Районный конкурс плакатов «Мы все разные» («толерантность») |
Районный конкурс эссе «100 строк о моей малой Родине» |
5 областной детский Референдум |
Районный конкурс эссе «Мы горды своим Отечеством» |
Районный конкурс творческих работ «Космический прорыв» |
Творческий фестиваль национальных культур «Меридиан дружбы народов» |
Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка» |
Работа Детской общественной правовой палаты района |
Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы «ЮВЕНТА» осуществляется за счёт:
- внебюджетных средств ЦДТ Дзержинского р-на;
- грантовых средств;
- иных средств, привлечённых на реализацию программы в соответствии с законодательством РФ.
Объём финансирования программы определяет набор и содержание мероприятий в рамках реализации программы.
Ожидаемые результаты
- Потенциальные активисты, вовлечённые в деятельность детских организаций, рост численности членской базы СДОР «МИР».
- Усовершенствованная организационная структура и нормативно-правовая база деятельности детских организаций района.
- Повышенная общественная активность детских организаций с целью признания роли СДОР «МИР» в процессе взаимодействия с органами государственной власти, средствами массовой информации и НКО.
- База данных лидеров и кадрового резерва СДОР «МИР».
- Общественно-корпоративное объединение Совет лидеров Содружества – единая оперативная команда по реализации социально-значимой деятельности.
Пример договора о взаимодействии и сотрудничестве:
ДОГОВОР
о взаимодействии и сотрудничестве
___.___.___г.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Дзержинского р-на г.Оренбурга, в лице директора Каратаевой Валентины Николаевны и Содружество Детских Организаций «МИР» (СДОР «МИР») в лице руководителя Сафина Никиты Валерьевича, с одной стороны, и МОУ «____________________» в лице директора __________________ и Детская общественная организация «________________» в лице ст.вожатой _____________, с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Предметом настоящего договора является объединение усилий в целях реализации федеральной программы по молодёжной политике.
1.2. Осуществление совместной деятельности в области воспитания детей и активизации деятельности детских общественных организаций (ДОО), объединений и движений Дзержинского района на основе формирования гражданской позиции.
1.3. Координация усилий при решении социальных и образовательных проблем детей и подростков на территории Дзержинского р-на.
2. Обязанности сторон
2.1. Принимать совместные решения по вопросам организации деятельности общественных объединений, реализующих предмет настоящего договора.
2.2. Обеспечивать методической поддержкой специалистов, участвующих в реализации настоящего договора.
2.3. Представлять интересы сторон в органах власти, средствах массовой информации при решении вопросов, связанных с совместной деятельностью.
2.4. Осуществлять всестороннюю поддержку при подготовке и проведении совместных мероприятий.
2.5. Принимать активное участие в совместных мероприятиях с целью создания позитивного имиджа детского движения, распространения положительного опыта работы, информационного обеспечения деятельности ДОО.
2.6. Совместно осуществлять реализацию программ, направленных на развитие творческого потенциала и формирование гражданской позиции у детей и подростков.
2.7. Информировать друг друга о времени и дате проведения мероприятий, входящих в комплексный план организации и развития детского движения в Дзержинском р-не г.Оренбурга.
3. Срок действия договора
3.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами. Срок действия устанавливается на 1 учебный год.
3.2. Договор пролонгируется, если ни одна из сторон не уведомит другую сторону о прекращении договора за один месяц до истечения срока действия настоящего договора.
3.3. В случае возникновения обстоятельств, не зависящих от сторон, но способных поставить под угрозу выполнение настоящего договора, стороны обязуются в 3-дневный срок поставить друг друга в известность об их возникновении и провести в этой связи переговоры для уточнения условий договора.
3.4. Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон, имеющий одинаковую юридическую силу.
4. Юридические адреса сторон
4.1. МОУДОд «Центр детского творчества» Дзержинского р-на г.Оренбурга, ул. Родимцева, д. 5/1, каб.№29, тел(факс).: 8 (3532) 625913
4.2. МОУ «________ г.Оренбурга», адрес _______________________, тел.: _________
Директор Директор
МОУ «_________________________» «ЦДТ» Дзержинского р-на г.Оренбурга
(М.П.) (Ф.И.О.) (М.П.)
Ст.вожатая (руководитель ДОО) Руководитель СДОР «МИР»
Первичный уровень (школьные детские организации):
Школьная ДОО имеют свой устав, программу деятельности.
Обеспечивает деятельность школьной ДОО старший вожатый.
Должностные обязанности. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей). В соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций, объединений. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях, объединениях. Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей). Участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений. Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; закономерности и тенденции развития детского движения; педагогику, детскую возрастную и социальную психологию; индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
Основные документы организации:
▪ Устав организации;
▪ нормативно-правовая база;
▪ регистрационное удостоверение (свидетельство) детской общественной организации о членстве в районной (городской) организации;
▪ программы, в т.ч. программа деятельности детской организации;
▪ членская база (списки членов организации или их учётные карточки. Списки членов Совета или другого выборного органа с указанием обязанностей каждого);
▪ перспективные и календарные планы работы детской организации;
▪ план работы детской организации на год (по четвертям);
▪ нормативные протоколы и акты (протоколы заседаний, решения выборного органа);
▪ система взаимодействия и сотрудничества (договоры сотрудничества, в т.ч. договор между детской организацией и образовательным учреждением, в котором базируется организация);
▪ корпоративная культура (символика, ритуалы, традиции, положения об основных символах организации);
▪ программа обучения актива (план учёбы актива, тематическое планирование);
▪ достижения организации и её членов (+информация в СМИ);
▪ отчёты о проведённых мероприятиях;
▪ отчёт о работе за год (анализ);
▪ сценарный банк проведённых мероприятий;
▪ Дневник (летопись) детской организации, объединения. Видео-, фото-, печатные материалы о деятельности организации.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
детской общественной организации
Папка нормативно-правовой базы деятельности ДОО должна состоять из следующих документов:
1. Европейская хартия об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований;
2. Конвенция ООН по правам ребёнка;
3. Российская государственная символика, Конституция РФ;
4. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.;
5. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных организаций» от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» статья 26, глава 2 «Об общественных и религиозных организациях (объединениях)»;
7. Федеральный закон «Об образовании» (статья 32);
8. Федеральный закон «О поддержке детских общественных организаций РФ» от 14.04.1993 г. №6/1;
9. Письмо министерства образования России от 11.02.2000 г. №101/28-16 «О расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях»;
10. Приказ министерства образования России от 18.06.2001 года №2419 «Об опыте взаимодействия систем образования и детских общественных объединений»;
11. Письмо министерства образования РФ от 15.01.2005 года №13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ»;
12. Указ Президента РФ «О первичных мерах в области государственной молодёжной политики в РФ» сентябрь 1992 года;
13. Постановление Верховного совета РФ «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ» от 03.06.1993 г. №5090-1;
14. Постановление Правительства РФ «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях» от 24.07.2000 г. №551;
15. Решение коллегии министерства образования и науки России «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения» от 23.11.1994 г. №22/1;
16. Гражданский кодекс РФ (статья 117, часть 1);
17. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях;
18. Рекомендации парламентских слушаний «О перспективах развития детского общественного движения в РФ (8.04.2009г.)
ПАМЯТКА
ПО РАЗРАБОТКЕ УСТАВА ДОО
Утвержден:
Где? Кем? Когда?
2. Деятельность осуществляется на основе (каких нормативно-правовых документов).
3. Принципы ДОО.
4. Наличие символики (перечислить).
5. Место базирования (юридический адрес).
- III. Права и обязанности членов ДОО.
- IV. Структура ДОО.
- V. Прекращение деятельности.
Рекомендации
по составлению программы развития детского общественного объединения
Для программ детского общественного объединения обязательной является программа деятельности ДОО. Программа развития ДОО не относится к числу обязательных, но в деятельности методиста, вожатого, педагога-организатора она должна присутствовать.
Основное в программе развития ДОО:
Какие шаги надо предпринять взрослому-педагогу для развития ДОО.
Содержание программы развития более подробно.
1. Каково исходное состояние детского общественного объединения (что реально существует).
2. Каким хотелось бы его видеть (что хочется в идеале).
3. Что надо предпринять, чтобы изменить реальное состояние дел и приблизить его к идеалу.
Программа необходима, прежде всего, как средство против стихийности деятельности детского общественного объединения и формализма организаторов.
Виды программ по продолжительности:
1. долгосрочные (не менее 2 лет);
2. среднесрочные (от 1 года до 2 лет);
3. кратковременные (от месяца до года).
Структура программы развития детского общественного объединения:
1. Введение, пояснительная записка.
Каково исходное состояние детского общественного объединения (что реально существует). Каким хотелось бы его видеть (что хочется в идеале).
2. Цели и задачи.
Какие задачи необходимо решить, чтобы достичь цели – развития ДОО.
3. Содержание программы детского общественного объединения.
Подробное описание форм и методов работы, с помощью которых реализуются цели и задачи.
4. Механизм реализации программы детского общественного объединения.
Описание технологии реализации замыслов и идей.
5. Предполагаемые результаты.
Описание конкретных изменений, которые произойдут в результате реализации программы.
Программа развития разрабатывается педагогом с учетом современных педагогических технологий, способствующих эффективному развитию ДОО.
ПАСПОРТ
ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«___________________________________________» (МОУ «_________________»)
1.Название ДОО:________________________________________________________
2.Дата создания ДОО:____________________________________________________
3.Дата регистрации в СДОР «МИР»:________________________________________
4.Руководящие органы (с указанием периодичности)_________________________
________________________________________________________________________
5.Почтовый адрес, где располагается ДОО__________________________________
________________________________________________________________________
6.Контактные телефоны__________________________________________________
7.Численность ДОО______________________(мал.___________дев._____________)
8.Ф.И.О руководителя ДОО (педагога) _____________________________________
________________________________________________________________________
9.Стаж работы рук-ля в должности ________ Конт.тел. _______________________
10. Ф.И.О. лидера ДОО ____________________________________________________
11. Дата рождения лидера _______________________ Класс ____________________
12. Девиз ДОО___________________________________________________________
13. Устав ДОО (прилагается) _______________________________________________
14. Наличие символики (перечислить, прилагается) ____________________________
________________________________________________________________________
15. Основные направления деятельности (краткая характеристика программ, проектов и т.д., по которым работает ДОО)__________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
16. Традиционные дела ДОО (название и краткая характеристика)________________
_________________________________________________________________________
17. Информационные ресурсы ДОО (собственные и дружественные
СМИ, страница в интернете, электронная почта и т.д.)______________________
________________________________________________________________________
18. Связь с другими социальными партнёрами (указать, какими) __________________
_________________________________________________________________________
Руководитель организации ______________________
Лидер организации ______________________
Дата заполнения: ____.____.2014г.
ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
(структура написания)
Место составления (дата) 00.00.0000
Администрация образовательного учреждения, в лице директора ______, действующего на основании Устава и _____, с одной стороны, и детская организация, в лице _____, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
П.1. Предмет договора.
П.2. Условия договора.
2.1. Администрация _____. (Что делает?)
2.2. Детская организация _____. (Что делает?)
П.3. Права сторон.
3.1. Администрация имеет право: ______.
3.2. Детская организация имеет право: ____.
П.4. Ответственность сторон.
4.1. Администрация несёт ответственность за ____.(Что?)
4.2. Детская организация несёт ответственность за ____. (Что?)
П.5. Сроки действия договора.
Договор вступает в силу с момента подписания и действует до …
П.6. Подписи сторон.
НОРМАТИВНЫЙ ПРОТОКОЛ (АКТ)
заседания выборного органа управления ДОО
Наименование организации
(справочные данные об организации)
ПРОТОКОЛ
00.00.0000 № 00
Место составления
Форма заседания (сбор, слёт, пленум и т.п.)
Председатель И.О. Фамилия
Секретарь И.О. Фамилия
Присутствовали 00 чел. (указываются инициалы, фамилии или прилагается список присутствующих в алфавитном порядке, столбцом).
Повестка дня:
Первый вопрос (формулировка). Докладчик (наименование должности, фамилия, имя, отчество в именительном падеже).
Второй вопрос (формулировка). Докладчик (оформление аналогичное).
1.СЛУШАЛИ:
И. О. Фамилия (в родительном падеже) — краткое или развернутое изложение содержания выступления (от первого лица).
ВЫСТУПИЛИ:
И. О. Фамилия — излагается содержание выступления (после фамилии в скобках может быть приведена должность выступающего).
ПОСТАНОВИЛИ:
1.1.Излагается формулировка постановления по первому вопросу — указывается действие в неопределенной форме (поручить, организовать и т. п.), исполнитель (должностное лицо, структурное подразделение), срок исполнения.
2.2. Аналогично оформляется пункт второй постановления по первому вопросу.
2. СЛУШАЛИ: (оформление второго вопроса повестки дня строится аналогично первому).
Председатель _______________ И.О. Фамилия
Секретарь _______________ И.О. Фамилия