Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

  «Дом детского творчества оренбургского района Оренбургской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Методические рекомендации по использованию игровых технологий на занятиях по хореографии»

 

 

 

 

 

 

Азнабаева О.В.,

  методист ДДТ

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2017

 

 

 

 

 

 

Цель использования игровых элементов в хореографии – научить ребёнка при создании импровизаций-подражаний раскрепощено двигаться, быстро мыслить, задействовать все творческие ресурсы для самовыражения в танце.

Уроки хореографии направлены на физическое, духовное и эмоциональное развитие ребёнка. В раннем возрасте все эти цели недостижимы без использования игры как средства обучения и воспитания.

Задачи игры в хореографии:

- научить ребенка чувствовать себя уверенно в коллективе;

- открыть детям пути к плодотворному взаимодействию друг с другом;

- формировать способность детей к коммуникации;

- научить раскрывать свою творческую индивидуальность, оставаясь при этом частью танцевального коллектива.

Игра «Веселый оркестр».

Кот играет на баяне,

Зайка наш на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть!

(Имитация игры на разных музыкальных инструментах).

Игра «Зимние забавы».

Мы на лыжах идем,

Мы взбираемся на холм.

(Дети идут друг за другом, имитируя ходьбу на лыжах).

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

(Машут руками, словно работают лыжными палками)

Вдруг поднялся сильный ветер,

(Подняли руки вверх)

Он деревья кружит, вертит,

(Вращение туловищем вправо, влево)

И среди ветвей шумит,

Снег летит, летит, летит.

(Руки вытянуты вперед, плавно опускаются)

По опушке зайчик скачет,

Словно белый мягкий мячик.

(Прыжки по кругу)

Раз – прыжок и два – прыжок

(Прыжок в круг, прыжок из круга)

Вот и скрылся наш дружок.

(Присели)

Хоть приятно здесь кататься,

Надо в садик возвращаться

(Ходьба)

Данные игры подходят для этапа становления ребенка в мире хореографии. Они направлены на подражание различным жизненным процессам – игре на музыкальных инструментах, природным явлениям, поведению животных.

 

Игра «Ласточки, воробьи и петухи». 

 

Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.  

Ласточки - «летают» (быстро бегают на носочках и машут крыльями);
Воробьи - сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;
Петухи - важно прохаживаются по залу крылья за спиной.

Для начала следует разобрать с детьми образы, объяснить и показать какая музыка какому образу соответствует. И только тогда можно начинать игру.

Игра направлена на подражание поведению птиц, но в ней каждый участник будет импровизировать по-своему. Такая игра – первый шаг к развитию творческой индивидуальности ребёнка.

Игра «Кот и мыши». 

Перед игрой идет словесная заставка. Жил старый в одном доме (ленивый, ворчливый и т.д. вариант зависит от вашей фантазии) кот, который любил поспать. А в подвале жили маленькие мышки, которые любили играть и бегать. Но кот не любил шума и всегда ловил мышек. По очереди под музыку танцуют то кот, то мыши, в зависимости от зверей меняется и музыка. Так как кот проснулся, то мышки выходят во двор и превращаются в разных зверей и насекомых: птички во дворе, зайки в лесу, бабочки и волки. Игра не имеет постоянного сценария. В зависимости от настроения детей мы можем стать красивыми бабочками подлететь к коту и заставить его танцевать с собой, а можем превратиться в волка и напугать кота. Все зависит от того сценария который будет вести педагог. Эта игра у нас для развития воображения и актерской игры. Котом может выступать и ребенок.

 

Игра «Сад»

 

Каждому ребенку предлагается свое собственное задание — станцевать какое-то животное, растение или часть пейзажа. Для создания некоторых образов (скажем, ручья или облака) детки могут объединяться по несколько человек.

Карточки преподаватель может придумать на свое усмотрение, вот несколько примеров:

 

 

ПЧЕЛА

РОМАШКА

ЯБЛОНЯ

КУЗНЕЧИК

РОЗОВЫЙ КУСТ

ЛИЛИЯ

КРОЛИК

КОТЁНОК

СОЛНЦЕ

РУЧЕЕК

ВОРОБЕЙ

ТУЧКА

 

После этого танца предложить детям усложнить задание – станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого.

Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа людей, скажем, деревья. Затем к ним подстраиваются животные, цветы… И так – до последнего участника.

Игры такого типа формируют самовыражение ребенка в игре, а далее и в танцевальном искусстве. В такой игре фантазия каждого участника движется в своём направлении, у каждого ребёнка есть возможность проявить свою индивидуальность, раскрепоститься.

Таким образом, движение и игра – важнейшие звенья в жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий вид деятельности. Подражание является самым доступным способом восприятия любой двигательной деятельности, дети получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, грация. Имитационные сюжетно-образные движения оказывают большое влияние на развитие и обучение детей. С подражания формируется познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений.