Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества оренбургского района Оренбургской области»
«Методические рекомендации по использованию игровых технологий на занятиях по вокалу»
Азнабаева О.В.,
методист ДДТ
Оренбург, 2017
Игра – это вид деятельности ребенка дошкольного и школьного возраста, в котором он воссоздает различные виды деятельности человека. Игровая атмосфера – наиболее привычная и удобная для получения ребенком новых знаний и опыта.
С образовательной точки зрения игра – это способ группового исследования возможной действительности ради интересов развития конкретного ребенка в определенной сфере.
Цель игры на уроках вокального мастерства – моделирование качеств, необходимых для будущей вокально-хоровой деятельности, для развития интереса к занятиям
В первую очередь детей заинтересовывает сама игровая ситуация. И позже, при осознанном отношении к содержанию игры, ученики начинают понимать полезность этой формы работы. Огромную роль здесь играет время, которое позволяет педагогу постепенно создавать определённые традиции и превращать их в привычный образ действий и поведения детей.
Игра «Слушай и повторяй»
Учитель хлопает в ладоши определенные ритмы, которые дети должны прослушать и повторить. Сначала вместе, потом каждый индивидуально. Такая игра проводится на первых занятиях, чтобы ребенок научился слышать ритм, выдерживать паузы, понимать продолжительность звуков. Также эта игра позволяет отвлечься и отдохнуть между основными упражнениями занятия. Завершить игру можно физминуткой, чтоб разнообразить урок небольшой физической активностью, так необходимой ребенку. Такие стишки для упражнений запоминаются детьми и становятся своеобразной традицией на уроке.
«Эмоционально-образные игры» на чистоту интонирования.
Игра «Ниточка-иголочка»
При пении скачка вверх мы говорим, что нужно удивиться, представить себе, что верхний звук – это «дырочка», а голос – это «иголочка». Надо очень точно попасть «иголочкой» в «дырочку». Если мелодия продолжается на верхнем звуке, то за голосом-«иголочкой» потянется «ниточка». Можно также сказать, что на конце «иголочки» блестит лучик света – тогда звук будет острый, звонкий.
Игра «Рисуем динозавра»
Голова у динозавра маленькая – звук тонкий и отрывистый – дети стараются «спеть» голову. Далее голосом рисуем тело динозавра – от шеи к хвосту голос постепенно становится ниже и грубее. Рисуем хвост – длинный и тонкий. Хвост можно рисовать хриплым звуком голоса (хвост вязнет в болоте), тренируя при этом связки. Голос детей переходит в самый низкий регистр. Данная игра хороша в разминке перед занятием. Она увлекает детей и позволяет им осознать диапазон собственного голоса. Игра вносит элемент юмора перед занятием, детям интересно и весело.
Завершать такие игры можно веселой физминуткой, где дети голосом и движениями (заранее придуманными и показанными учителем) изображают короткий текст. Такая физминутка также может стать игровой традицией на уроках.
Игра «Критики»
Перед хором становятся несколько детей; каждый из них получает задание следить за каким-нибудь одним элементом пения. На первых занятиях таких «критиков» будет два-три, а на последующих - всё больше и больше (можно довести их количество до семи-восьми человек). После окончания пения каждый «критик» разбирает качество выполнения того элемента пения, за которым он следил (дыхание, «зевок», позиция, легато, унисон, ансамбль и т.д.).Впоследствии эта игра проводится (как один из вариантов) в сочетании с «карточками»: выходят несколько учащихся, достают карточки с названием определённого понятия. Например, «зевок», «дыхание с задержкой», «дикция», «ансамбль», «унисон», «внимание-дыхание-вступление», «подготовка-снятие»; каждый ученик анализирует звучание хора и деятельность «дирижеров» (во время игры в «дирижера», «учителя», «хормейстера») в соответствии со своей карточкой. Эта игра используется после первого года занятий.
Ещё позже с помощью этой игры у детей вырабатывается навык «петь и слушать одновременно». Каждый хорист - и певец, и критик одновременно, т.к. он должен слушать не только себя, но и звучание всего хора.
Анализируем
Таким образом, разнообразные игры, объединённые одной учебной тематикой, позволяют создать условия для разработки принципа «Старое в новое» и тем самым помогают избежать скучной повторяемости, имеющей иногда место на хоровых репетициях вследствие специфики предмета. «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, никогда не будет настоящим детским коллективом».
Литература.
2. Казачков С.А. «От урока к концерту». Издательство Казанского университета, 1990 г.
3.Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности».