Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Дом детского творчества оренбургского района Оренбургской области»

 

 

 

 

 

 

«Методические рекомендации по использованию игровых технологий на занятиях по вокалу»

 

 

 

 

 

Азнабаева О.В.,

 методист ДДТ

 

 

 

 

Оренбург, 2017

 

 

 

Игра – это вид деятельности ребенка дошкольного и школьного возраста, в котором он воссоздает различные виды деятельности человека. Игровая атмосфера – наиболее привычная и удобная для получения ребенком новых знаний и опыта.

С образовательной точки зрения игра – это способ группового  исследования возможной действительности ради интересов развития конкретного ребенка в определенной сфере.

Цель игры на уроках вокального мастерства – моделирование качеств, необходимых для будущей вокально-хоровой деятельности, для развития интереса к занятиям

В первую очередь детей заинтересовывает сама  игровая ситуация. И позже, при осознанном отношении к содержанию игры, ученики начинают понимать полезность этой формы работы. Огромную роль здесь играет время, которое позволяет педагогу постепенно создавать определённые традиции и превращать их в привычный образ действий и поведения детей.

Игра «Слушай и повторяй»

 Учитель хлопает в ладоши определенные ритмы, которые дети должны прослушать и повторить. Сначала вместе, потом каждый индивидуально. Такая игра проводится на первых занятиях, чтобы ребенок научился слышать ритм, выдерживать паузы, понимать продолжительность звуков. Также эта игра позволяет отвлечься и отдохнуть между основными упражнениями занятия. Завершить игру можно физминуткой, чтоб разнообразить урок небольшой физической активностью, так необходимой ребенку. Такие стишки для упражнений запоминаются детьми и становятся своеобразной традицией на уроке.

3-6

«Эмоционально-образные игры» на чистоту интонирования.

Игра «Ниточка-иголочка» 

При пении скачка вверх мы говорим, что нужно удивиться, представить себе, что верхний звук – это «дырочка», а голос – это «иголочка». Надо очень точно попасть «иголочкой» в «дырочку». Если мелодия продолжается на верхнем звуке, то за голосом-«иголочкой» потянется «ниточка». Можно также сказать, что на конце «иголочки» блестит лучик света – тогда звук будет острый, звонкий.

Игра «Рисуем динозавра»

Голова у динозавра маленькая – звук тонкий и отрывистый – дети стараются «спеть» голову. Далее голосом рисуем тело динозавра – от шеи к хвосту голос постепенно становится ниже и грубее. Рисуем хвост – длинный и тонкий. Хвост можно рисовать хриплым звуком голоса (хвост вязнет в болоте), тренируя при этом связки. Голос детей переходит в самый низкий регистр. Данная игра хороша в разминке перед занятием. Она увлекает детей и позволяет им осознать диапазон собственного голоса. Игра вносит элемент юмора перед занятием, детям интересно и весело.

Завершать такие игры можно веселой физминуткой, где дети голосом и движениями (заранее придуманными и показанными учителем) изображают короткий текст. Такая физминутка также может стать игровой традицией на уроках.

3-7

Игра «Критики»

Перед хором становятся несколько детей; каждый из них получает задание следить за каким-нибудь одним элементом пения. На первых занятиях таких «критиков» будет два-три, а на последующих - всё больше и больше (можно довести их количество до семи-восьми человек). После окончания пения каждый «критик» разбирает качество выполнения того элемента пения, за которым он следил (дыхание, «зевок», позиция, легато, унисон, ансамбль и т.д.).Впоследствии эта игра проводится (как один из вариантов) в сочетании с «карточками»: выходят несколько учащихся, достают карточки с названием определённого понятия. Например, «зевок», «дыхание с задержкой», «дикция», «ансамбль», «унисон», «внимание-дыхание-вступление», «подготовка-снятие»; каждый ученик анализирует звучание хора и деятельность «дирижеров» (во время игры в «дирижера», «учителя», «хормейстера») в соответствии со своей карточкой. Эта игра используется после первого года занятий.

Ещё позже с помощью этой игры у детей вырабатывается навык «петь и слушать одновременно». Каждый хорист - и певец, и критик одновременно, т.к. он должен слушать не только себя, но и звучание всего хора.

Анализируем

Таким образом, разнообразные игры, объединённые одной учебной тематикой, позволяют создать условия для разработки принципа «Старое в новое» и тем самым помогают избежать скучной повторяемости, имеющей иногда место на хоровых репетициях вследствие специфики предмета. «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, никогда не будет настоящим детским коллективом».

Литература.

2. Казачков С.А. «От урока к концерту». Издательство Казанского университета, 1990 г.

3.Струве  Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности».