ГАУДО «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр»

м1

Рекомендации по планированию, проведению и анализу занятия в учреждении

дополнительного образования детей

 

 

 Методические рекомендации

 

 

 

Составитель:

Банникова Марина Владимировна


 

 

Оренбург, 2016


Рекомендовано к распространению методическим советом ГАУДО «Оренбургский областной детско-юношеский многопрофильный центр»

Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

 

Содержание

 

Пояснительная записка

4

1. Первые занятия в творческом объединении

5

2.         Методы   обучения   в   системе   дополнительного

образования детей

7

3.           Методики    обучения,    используемые    в    сфере

дополнительного образования детей

8

4.

Средства обучения

9

5.

Педагогические  технологии,  используемые  в  сфере

9

дополнительного образования детей

 

6.

Принципы обучения

16

7.

Методика конструирования задач учебных занятий в

18

системе дополнительного образования

 

8.

Основы построения учебного занятия

19

9.

Традиционные и нетрадиционные формы

 

организации деятельности обучающихся

 

в образовательном процессе

22

10. Алгоритм подготовки учебного занятия

23

11. Примерная структура занятия

25

12. Анализ учебного занятия.

29

Приложения

43

Литература

44

Пояснительная записка

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а, следовательно, и в системе современного образования. В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Возрастают требования к содержанию и качеству образования. Это накладывает определенную ответственность на педагога в выборе форм, методов, технологий учебно-воспитательного процесса.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Прежде всего, необходимо осознать, что занятие – это инструмент воспитания и развития личности, основной элемент организации, «живая клеточка» образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, ступенька в знаниях и развитии ребенка. Главное здесь – включение детей в сотрудничество, в активный поиск знаний, живое неформальное общение. В общем, перефразируя образное выражение Н.М.

Верзилина, занятие – «Это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебного процесса».

Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои методические знания, умения и навыки.

1. Первые занятия в творческом объединении

Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определят успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно – воспитательных задач:

1)   создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2)   познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

3)            познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;

4)   выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5)  получить необходимую информацию друг о друге;

6)   вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детейдруг с другом и с педагогом.

Далее – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

- разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержание его образовательной программы,

- описание содержания и результатов первого года занятий, - объяснение основных этапов владения мастерством,

- рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,

- рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения и т.д.).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

-   выставка детских творческих работ;

-   стенгазета или рукописный журнал;

-   альбом–летопись детского объединения;

-   фотографии, слайды и видеофильмы;

-   знаки отличия кружковцев;

-   награды детского объединения и его воспитанников;

-   выставка книг и периодической печати;

-   информационный стенд.

Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

-   тесты или тестовые задания;

-   конкурсы и соревнования;

-   познавательные игры;

-   выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

-   внесения корректив в образовательную программу;

-   разработки индивидуальных заданий;

-      объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Второе учебное занятие детского объединения необходимоначать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

-          обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

-      самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей детского объединения;

-       обсуждение правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

-  выбор детского актива;

-  распределение разовых и постоянных поручений;

-  формирование системы передачи информации.

Результатом этого занятия является:

-     создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

-  понимание детьми взаимной ответственности;

-   включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

-         начало работы по формированию системы детского самоуправления.

2. Методы обучения в системе дополнительного образования детей

Методы обучения представляют собой способ организациисовместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

В УДОД используются следующие методы организации деятельности:

Словесные: рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

Практико-ориентированной          деятельности:           тренинг,

тренировка, упражнение, репетиция, составление докладов, рефератов.

Наблюдения: проведение наблюдений, зарисовки, фото-видеосъемка, проведение замеров.

Исследовательские: опыты, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.

Проблемного обучения: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций.

Проектные и проектно-конструкторские: разработка проектов, моделирование ситуации, создание моделей, конструкций, создание творческих работ, литературных произведений, создание произведений декоративно-прикладного искусства.

Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные; на развитие внимания, памяти, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра; деловая игра: компьютерные игры, игры-конструкторы.

Наглядные: картинки, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы; демонстрационные опыты; видеоматериалы.

Психологические         и          социологические:          анкетирование,

интервьюирование, психологические тесты, создание и решение различных ситуаций, психологический театр.

3. Методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: педагог излагаетновый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения:для каждого ребенка(а

лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: педагог не дает детямготовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: изучение каждой темыстроится как работа над тематическим проектом, в ходе которого дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

4. Средства обучения

Средства обучения -это составная часть метода обучения.Ониобеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.

Выбор средств обучения определяется задачами занятия, содержанием учебного материала, применяемыми методами обучения, предпочтениями педагога.

Педагогу нужно иметь в виду, что перегрузка занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процесса обучения.

5. Педагогические технологии, используемые в сфере дополнительного образования детей

«Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств являют собой педагогическую       технологию       -        она       есть       организационно- методический    инструментарий    педагогического    процесса»    (Б.Т. Лихачев).

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

Научно-педагогической основой организации деятельности учреждения дополнительного образования детей являются

личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания:

с их помощью более активно осуществляется процесс создания для обучающегося возможности самореализоваться, развить индивидуально-творческие способности.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

1)       Личностно-ориентированное обучение;

2)      Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

3)      Технология КТД;

4)      Технология ТРИЗ;

5)      Проблемное обучение;

6)      Новые информационные технологии;

7)      Игровые технологии;

8)      Педагогика сотрудничества.

1)   Цель технологии личностно-ориентированного обучения

(И.С. Якиманская) – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

2)   Технология индивидуального обучения (адаптивная)  такаятехнология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (И. Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

В учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

-    комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

-     внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

-             профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

-            создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.

3)       Технология  коллективной  творческой  деятельности

(И.П. Волков, И.П. Иванов) предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Возрастные этапы технологии творчества:

Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.

Старшие школьники: выполнение творческих проектов, исследовательские работы; сочинения.

Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):

·   подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес);

·   психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.);

·   коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? где и когда? как организовать? кто участвует? кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта);

·   коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана;

·   собственно  деятельность.  Осуществление  разработанного

плана;

·   завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

·   результаты коллективного дела.

4) Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» –Теорию Решения Изобретательских Задач(АльтшуллерГ.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:

-  умение анализировать, рассуждать, обосновывать;

-  умение обобщать, делать выводы;

-  умение оригинально и гибко мыслить;

-  умение активно использовать воображение.

В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

5) Технология исследовательского (проблемного) обучения -

организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могутбыть следующими:

-     педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

-  излагает различные точки зрения на вопрос;

-  предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

-  побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

-      ставит  проблемные  вопросы,  задачи,  задает  проблемные

задания.

6) Новые информационные технологии обучения

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Цели новых информационных технологий:

·         формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

·         подготовка личности «информационного общества»;

·         формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

7)    Игровые технологии (Пидкасистый П.И.,Эльконин Д.Б.).Различают следующие классификации педагогических игр:

- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и   т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.

Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используется при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Технология проведения учебного занятия-игры

состоит из следующих этапов:

·   Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

·   Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

·   Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

·   применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

·   проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

·   научить детей новым методам работы;

·   оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

8) Педагогика сотрудничества

Основные идеи:

·         учение без принуждения;

·         идея свободы выбора;

·         идея диалогического размышления;

·         идея совместной деятельности педагога и учащихся.

Данная технология включает как одну из важнейших задач – формирование у ребенка положительной Я-концепции:

$1-    видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение педагога);

-      «Учиться победно!»; исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка;

-   «Ребенок хорош, плох его поступок»;

-   предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке – чудо; ожидай его!».

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

-   постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

-       гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

-             развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

-   возрождение русских национальных и культурных традиций;

-   сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

6. Принципы обучения

Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно– воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения:

-       принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность;

-   принцип научности – в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направление творческой деятельности;

-      принцип связи обучения с практикой – учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды;

-   принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами: а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения; б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения; в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями;

-      принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и     физических перегрузок. Для того, чтобы достичь этого, нужно соблюдать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом – трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого);

-      принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально включить все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать о чем–то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности);

-   принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения;

- принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой деятельности.

7. Методика конструирования задач учебных занятий в системе дополнительного образования

Триединая дидактическая цель – это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания обучающегося на занятии. Цель должна быть диагностичной, то есть настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о её реализации. Триединая дидактическая цель отражает основное содержание учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач:

1.                  Обучающие.

Направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.

2.                  Воспитательные.

Направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

3.                  Развивающие.

Направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.

Общие требования к постановке задач занятия:

·           задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования;

·           задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;

·           задачи должны соответствовать содержанию, формам, и методам предполагаемой образовательной деятельности;

·           задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их выполнение;

·           формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве);

·           задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);

·           в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать).

Постановка триединой цели занятия – идеальное предвосхищение его конечных результатов.

8. Основы построения учебного занятия

Учебное занятие – это:

-  модель деятельности педагога и детского коллектива;

-         ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;

-   время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Определим функции современного занятия:

обучающая – состоит в овладении учащимися систематизированными знаниями, умениями и навыками по избранному направлению;

развивающая - помогает развитию у ребят познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей;

воспитывающая - заключается в формировании у детей ценностных ориентации, отношений, волевых, эмоциональных качеств личности и других черт характера.

Перечисленные функции занятия образуют взаимозависимую триаду.

побуждающая - (стимулирующая) функция: способность занятия стимулировать у всех учащихся устойчивую познавательную потребность, интерес к знаниям и к активной познавательной деятельности. Эта функция решающая, она обеспечивает осуществление первых трех функций занятия, а усвоение знаний, развитие мировоззрения и мышления ребят возможно лишь в процессе      и      в      результате       активной     личной      познавательной деятельности. А это и есть предпосылки для самообразования и самовоспитания личности. Отсюда пятая функция - самообразовательная.

Все эти пять функций современного занятия тесно взаимосвязаны.

Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из компонентов: цель, содержание, средства, методы, организация и их рационального сочетания.

Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и воспитанников.

В        зависимости   от   целей   занятия   можно   выделить

следующие виды учебных занятий:

-  обучающие;

-  общеразвивающие;

-  воспитательные.

Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду.

Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: обучение и научение учащихся чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.

Общеразвивающие занятия ставят целью формирование и развитие определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, праздники: «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Также выделяются следующие типы занятий:

-  комбинированное;

-  сообщения и усвоения новых знаний;

-  повторения и обобщения полученных знаний;

-  закрепления знаний, выработки умений и навыков;

-  применения знаний, умений и навыков.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех его этапах в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д. 

К занятиюподготавливаетсяучебно-методический комплекс: раздаточный  материал, аудио, видеотека и  др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, использовать в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии.

9. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

Традиционные занятия

Нетрадиционные занятия

 

Лекция

 

Презентация  предмета,  явления,  события,

Устное   изложение   какой-либо

факта

     

темы,

развивающее

Описание,

раскрытие

роли

предмета,

мыслительную

деятельность

социального предназначения в жизни человека,

обучающихся

 

участие социальных отношениях

 

Семинар

 

Социадрама

Форма групповых занятий в виде

Сюжетно  –  ролевая  игра,  предопределенная

обсуждения

подготовленных

позицией главных героев; ситуация выбора, от

сообщенийи

докладовпод

которой  зависят  ход  жизни  и  социально-

руководством педагога

психологических отношений, осознание себя в

   

структуре общественных отношений

Дискуссия

       

Защита проекта

       

Всестороннее

публичное

Способность

проецировать

изменения

обсуждение,

 

рассмотрение

действительности  во  имя  улучшения  жизни,

спорного

   

вопроса,

сложной

соотнесение

личных

интересов

с

проблемы

-

расширяет

знания

общественными, предложение новых идей для

путем

обмена

информацией,

решения жизненных проблем

     

развивает

 

навыки

критического

         

суждения

 

и

отстаивания  своей

         

точки зрения

               

Конференция

 

Философский стол

   

Собрание,

совещание

Коллективная

работа

по

отысканию

представителей

различных

социального  значения  и  личностного  смысла

организаций  для

обсуждения  и

явления жизни - «Свобода и долг»,  «Человек

решения каких-либо вопросов

природа» и т.п.

     

Экскурсия                                              «Крепкий орешек»

Коллективный поход или поездка Решение трудных вопросов в жизни совместно

с   целью   осмотра,  знакомства   с с группой, доверительный разговор на основе

какой-либо                                              добрых взаимоотношений

достопримечательностью

Туристический поход

   

Конверт вопросов

   

Передвижение

 

группы

людей

с

Свободный обмен мнениями на разные темы в

определенной целью

   

дружеской обстановке

   

Учебная игра

       

Выпускной ринг

     

Занятие,

которое

имеет

Отчет  выпускников  творческих  коллективов,

определенные

правила

и  служит

анализ прошлого, планы на будущее, создание

для  познания  нового,  отдыха  и

атмосферы

дружбы,

взаимопонимания,

удовольствия

       

формирование

умения

взаимодействовать   с

         

людьми

       

Утренник, праздник т.д.

 

Психологическое занятие

 

Организационно-массовые

 

Проведение уроков психологической культуры

мероприятия,

 

проводимые

в

личности

 

позволяет

педагогам

соответствии

 

с

планами

дополнительного

образования

оказывать

воспитательной

и

досуговой

своевременную

квалифицированную  помощь

деятельности

       

обучающимся в решении их возрастных задач

10. Алгоритм подготовки учебного занятия

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?

Условия достижения эффективности занятия

-      комплексность цели и задач (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

-      адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

-         соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

-    наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

-   четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

-   наличие благоприятной психологической атмосферы;

-       активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

-     полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.

Алгоритм подготовки учебного занятия может быть следующим:

1 Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие этап вопросы:

-  Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

-  В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

-  Насколько полно и качественно реализовано содержание?

-  Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

-  За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

-      В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

-     Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2

Моделирующий.   По   результатам   анализа   предыдущего   занятия

этап

строится модель будущего учебного занятия:

 
 

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике

 

процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности

 

занятий).

     
 

- Обозначение задач учебного занятия.

   
 

-  Определение  темы  и  ее  потенциала,  как  обучающего,  так  и

 

воспитательного.

     
 

- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.

 

- Определение типа занятия.

   
 

-  Продумывание  содержательных  этапов  и  логики  занятия,  отбор

 

способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

 

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми

 

материала занятия.

     

3

Обеспечение содержания учебного занятия:

 

этап

-

Самоподготовка

педагога:

подбор

информационного,познавательного материала (содержания занятия).

 

-        Обеспечение деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий.

-        Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого предмета.

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться.

11. Примерная структура занятия

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности этапов, которые конструируются в соответствии с дидактической целью занятия. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и воспитанников. Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру. Большинство авторов сходятся в том, что структура занятия представляет собой последовательную смену его частей, этапов.

В целом занятие любого типа можно представить в виде следующей модели:

Бло-

Этапы

Задачи этапа

   

Содержание деятельности

 

ки

занятия

                   
                     
 

1.Организа-

Подготовка детей

 

Организация

начала

занятия,

 

ционный

к работе на занятии

 

создание

 

психологического

Подготовительный

         

настроя

 

на

 

учебную

         

деятельность

и

активизация

           
           

внимания

         
 

2.Провероч-

Установление

   

Проверка

домашнего

задания

 

ный

правильности

 

и

(творческого,   практического),

   

осознанности

   

проверка

усвоения

знаний

   

выполнения

домашнего

предыдущего занятия

   
   

задания  (если  таковое

           
   

было),

выявление

           
   

пробелов

 

и

их

           
   

корректировка

               
 

3.Подготови-

Обеспечение мотивации

Сообщение

темы,

цели

 

тельный

и принятие детьми цели

учебного  занятия  и мотивация

   

учебно-познавательной

учебной

деятельности   детей

   

деятельности

   

(например,

эвристический

           

вопрос, познавательная задача,

           

проблемное задание)

   
 

4.Усвоение

Обеспечение

   

Использование

вопросов

и

 

новых

восприятия,

осмысления

заданий, которые активизируют

 

знаний

и

первичного

познавательную

деятельность

 

и

запоминания

связей

и

детей

         
 

способов

отношений

                 

Основной

действий

                   

5.Первичная

Установление

   

Применение

   

пробных

проверка

правильности

 

и

практических заданий, которые

понимания

осознанности

усвоения

сочетаются

с

объяснением

изученного

нового

материала,

соответствующих

правил

или

   

выявление

ошибочных

обоснованием

     
   

представлений

и

их

           
   

коррекция

                 
 

6.Закрепле-

Обеспечение

усвоения

Применение

тренировочных

 

ние

новых знаний,

способов

упражнений,  заданий,  которые

 

новых

действий

 

и

их

выполняются

самостоятельно

 

знаний,

применение

     

детьми

         
 

способов

                   
 

действий   и

                   
 

их

                   
 

применение

                   
 

7.Обобще-

Формирование

   

Использование

бесед

и

 

ние

целостного

     

практических заданий

 
 

и система-

представления

знаний

           
 

тизация

по теме

                 
 

знаний

                   
 

8.Контроль-

Выявление

качества

и

Использование

 

тестовых

 

ный

уровня

овладения

заданий, устного (письменного)

   

знаниями, самоконтроль

опроса,атакжезаданий

   

и  коррекция

знаний

и

различного

уровня

сложности

   

способов действий

 

(репродуктивного, творческого,

           

поисково-исследовательского)

 

9.Итоговый

Анализ

и

оценка

Педагог

совместно

с

детьми

   

успешности достижения

подводит итог занятия

 
   

цели,

определение

           
   

перспективы

               
   

последующей работы

             
 

10.Рефлек-

Мобилизация

детей

на

Самооценка

детьми

своей

 

сивный

самооценку

     

работоспособности,

   

Итоговый

         

психологического

состояния,

         

причин некачеcтвенной работы,

         

результативности

 

работы,

         

содержания

и

 

полезности

         

учебной работы

     
                 
 

11.Инфор-

Обеспечение понимания

Информация

о

содержании  и

 

мационный

цели,

содержания

конечном

     

результате

   

домашнего

 

задания,

домашнего

     

задания,

   

логики

дальнейшего

инструктаж

по

выполнению,

   

занятия

     

определение

места

и   роли

           

данного

задания

в

системе

           

последующих занятий

 

 

Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами.

Также важно обдумать, как активизировать познавательную деятельность детей. Вариативность видов деятельности учащихся изменяет соотношение между долей руководства со стороны педагога и долей самостоятельной работы детей. При этом характер познавательной деятельности на занятии изменяется от репродуктивной к поисковой и творческой (постановка познавательных вопросов или задач, создание проблемных ситуаций).

Структурирование занятий по смысловым блокам с постановкой познавательных задач и проблемных ситуаций позволяет соединить содержательную и деятельностную (процессуальную) стороны учебного процесса, обеспечить единство деятельности педагога и учащихся на занятии.

План занятия

При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие. Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же выбранной педагогом формы проведения.

Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы.

Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы.

Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно.

Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.

Примерный образец плана-конспекта занятия в системе ДО

Педагог дополнительного образования_______________

Творческое объединение______________________

Группа______, год обучения__________

Дата: ________

Тема: ______________

Цель: _______________

Задачи:

1.

2.

3.

ІІ.     Развивающие

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Оборудование занятия:

1.

2.

ІІ.     Дидактический материал для воспитанников:

1.

2.

1.

2.

п(педагог)

Ход занятия

   

д(дети)

(слова, действия педагога и

Время

 

воспитанников)

   

П: Д:

I этап. Организационный момент

2

мин.

П: Д:

II этап. Введение в тему занятия

3

мин.

П: Д:

III этап. Объяснение темы занятия

8

мин.

П: Д:

IV этап. Практическая работа

15

мин.

П; Д:

V этап. Физ. минутка

3

мин.

П: Д:

VI этап. Практическая работа

10

мин.

П: Д:

VII этап. Подведение итогов

2

мин.

П: Д:

VIII этап. Организационный момент

2

мин.

   

45 мин.

Подпись педагога дополнительного образования:

   

12. Анализ учебного занятия

Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования, руководство учебно-воспитательным процессом невозможны без правильно организованного анализа учебного занятия.

Анализ учебного занятия - разбор содержания занятия по его составляющим (с разных точек зрения) для оценки в целом; один из основных способов изучения и обобщения опыта; одно из условий совершенствования педагогического мастерства.

Общие критерии анализа занятия, как правило, следующие:

*   место занятия в программе курса;

*   реализация  поставленных  целей  и  задач  в  соответствии

$1с  разработанным планом;

*   содержание и методы обучения (последовательность и оптимальное распределение времени; дифференцированный и индивидуальный подход, проблемные методы обучения), их соответствие возрасту детей;

*    активизация познавательной деятельности детей, проявление их самостоятельности и творческих возможностей;

*      этика отношений педагог-ребенок, общая психологическая атмосфера;

*      педагогическая культура (культура речи педагога, умение реагировать на возникшую ситуацию);

*   подведение итогов, формулирование выводов.

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Можно выделить следующие аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

1.   организация занятия;

2.   дидактическая деятельность педагога;

3.   воспитывающая деятельность педагога;

4.   профессионально–личностная характеристика педагога;

5.    характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

Качество организации занятия в совокупности определяют:

- состояние документации детского объединения;

-     соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;

-   соответствие организации занятия санитарно–гигиеническим требованиям;

-  учет уровня работоспособности детей;

-  выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

-  рациональность использования времени на занятии;

-       оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия.

Качество дидактической деятельности педагога определяют:

-  опора на основные принципы дидактики;

-         оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

-   эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

-  объективность оценок их деятельности;

-  степень технической оснащенности занятия;

-уровень методического обеспечения занятия;

-           оптимальность использования технических средств и методических материалов;

-  умелое использование смены видов деятельности;

-  обеспечение обратной связи;

-  достижение поставленной дидактической цели занятия.

Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии

определяют:

-   воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;

-  опора на основные принципы воспитания;

-  решение задач нравственного воспитания;

-    эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

-   формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности

$1в  знаниях, познавательной активности;

-     реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

-   обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;

-     степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

Профессионально–личностную   характеристику   («портрет»)

педагога составляют:

-        знание учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

-   речь;

-   педагогическая культура и такт;

-   внешний вид педагога на занятии;

-   позиция педагога по отношению к учащимся;

-   стиль педагогического руководства;

-   степень воздействия личности педагога на учащихся. Характеристику группы (разные грани проявления детей в

деятельности) составляют:

-   степень их активности и работоспособности на занятии;

-   заинтересованность темой и содержанием занятия;

-   сформированность навыков самостоятельной работы;

-   выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

-   коммуникативная активность детей;

-   интеллектуальное развитие учащихся;

-         сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно–методическими пособиями;

-         организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

-   стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

-   внешний вид детей.

Предлагаем Вашему вниманию несколько вариантов анализа занятия.

Вариант №1

В предлагаемом варианте оцениваются три наиболее общих аспекта занятия традиционного типа: методический (п.1-6); организационный (п.7-10); психологический (п.11-14).

Каждый пункт состоит из двух утверждений, противоположных по смыслу. Оценка выставляется по 5-бальной шкале, где баллы «5» и «4» относятся к положительному полюсу, баллы «1» и «2» к отрицательному, а балл «3» является промежуточным.

1. Педагог доступно объясняет цели

54321

1. Педагог не формулирует цели и

и задачи занятия.

   

задачи занятия.

 
       

2. Педагог эффективно проводит

 

54321

2. Педагог не эффективно

проверку знаний и умений

   

проводит проверку знаний и

учащихся.

     

умений учащихся.

3. Педагог излагает материал

 

54321

3. Педагог излагает материал

логично и доказательно.

   

бессистемно, догматично.

 

54321

4. Педагог нечетко организует

организует

закрепление

и

 

закрепление

пройденного

обобщение пройденного материала.

 

материала.

 

5. Содержание

занятия

 

54321

5. Содержание

занятияне

соответствует образовательной

   

соответствует образовательной

программе, по которой работает

   

программе.

 

педагог.

         

6. Педагог эффективно использует

 

54321

6. Педагог слабо использует

методические и наглядные пособия,

 

методические и наглядные

ТСО.

     

пособия, ТСО.

 

7. Педагог четко организует группу

 

54321

7. Педагог слабо организует

в начале занятия.

     

группу, не в состоянии

       

поддерживать дисциплину.

8. Кабинет хорошо подготовлен к

 

54321

8. Кабинет не подготовлен к

занятию: имеются все необходимые

 

занятию.

 

материалы, инструменты, наглядные

     

пособия и т.д.

         

9. Педагог четко распределят время

 

54321

9. Педагог плохо распределяет

занятия: поддерживает

   

время занятия: темп слишком

оптимальный темп, успевает сделать

 

быстрый или медленный, план

запланированное.

   

занятия не согласован с его

       

продолжительностью.

10. Педагог строит занятие с учетом

54321

10. Педагог не учитывает

возрастных и индивидуальных

   

возрастных и индивидуальных

особенностей учащихся (уровень

   

особенностей учащихся.

развития, темп, интересы и т.д.)

       

П.Педагог целенаправленно

 

54321

11.Элементы занятия не

развивает психические процессы

   

направлены на развитие

учащихся: внимание, память,

   

психических особенностей

мышление, воображение.

   

учащихся.

 

12.Педагог использует различные

5432 1

12. Педагог не прилагает усилий,

приемы, чтобы заинтересовать

 

чтобы заинтересовать учащихся

учащихся, развить их творческие

 

данным видом творчества.

способности.

   

13.Педагог доброжелателен и

5432 1

13.Педагог бывает несдержан или

тактичен в общении с детьми. На

 

равнодушен к детям. Ощущается

занятии царит комфортная

 

подавленность, напряженность,

психологическая атмосфера.

 

неуважение.

Вариант № 2

Карта анализа занятия

Дата проведения_________________

Наименование объединения_______

Ф.И.О. педагога_________________

Название реализуемой программы__

Тема занятия____________________

Цель:__________________________

I.

Деятельность педагога

баллы

 

Организаторская

 
 

1.Выполнение намеченного плана занятия.

 
 

2.Эффективностьицелесообразностьиспользования

 
 

наглядности и ТСО.

 
 

3.Реализация  основных  психологических  и  гигиенических

 
 

требований.

 
 

4.Наличие эффективной обратной связи с учащимися.

 
 

5.Уровень педагогического и методического мастерства.

 
 

6.Уровень   оформления   документации   к   занятию   (журнал,

 
 

тетради, план).

 
 

7.Качество  речи  (темп,  дикция,  образность,  эмоциональность,

 
 

выразительность, правильность).

 
 

8.Рациональность использования времени на занятии.

 
 

9.Педагогическая культура, такт, внешний вид педагога.

 
 

10.Соблюдение правил охраны труда.

 
 

Обучающая

 
 

1.Реализация принципа научности.

 
 

2.Четкость осуществления принципа наглядности.

 
 

3.Реализация принципа прочности.

 
 

4.Соблюдение   принципов   проблемности,   осознанности,

 
 

посильности.

 
 

5.Осуществление принципа связи теории с практикой.

 
 

6.Правильность выбора методов и форм обучения.

 
 

7.Контроль знаний, умений, навыков.

 

  Воспитamельная

1.Нравственная и мировоззренческая направленность. 2.Формирование общеучебных навыков.

3.Работа над культурой речевого поведения.

4.Влияние занятия на интеллектуальное развитие учащихся. 5.Эффективность использования связи с жизнью.

6.Эстетическое воздействие занятия на учащихся. 7.Воспитательное значение личности педагога и его деятельности на занятии.

1.Уровень познавательной активности. 2.Наличие интереса к предмету. 3.Степень самостоятельности.

4.Умение вычленять ведущие цели в учебном материале. 5.Уровень аналитических умений и навыков.

6.Развитие навыков коллективной работы.

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует, 1 - проявляется частично, 2 - присутствует в полном объёме). Подсчитывается сумма баллов.

Вариант № 3

Карта анализа занятия

Дата проведения_________________

Наименование объединения_______

Ф.И.О. педагога_________________

Название реализуемой программы__ Тема занятия____________________

Цель:__________________________

Компоненты занятия, как системы деятельности педагога и

Баллы

п/п

учащихся

     
       
   

1. Оценка педагога

 
       

1.1.

Знание предмета и эрудиция

   
         

1.2.

Культура

речи,

дикция, образованность,

 
 

эмоциональность, общая и специфическая грамотность

 

1.3.

Степень

тактичности

и демократичности

 
 

взаимоотношений с учащимися

 
     

1.4.

Подготовка кабинета к занятию

 
       
   

2. Оценка учащихся

 
       

2.1.

Познавательная

активность, самостоятельность,

 
 

творчество

     

 2.2.        Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.

2.3.        Наличие  коллективных и групповых форм работы

2.4.        Степень дисциплинированности, образованности, заинтересованности

2.5.        Готовность учащихся к занятию

3.  Характеристика содержания изучаемого на занятии

материала

3.1.        Научность и доступность

3.2.        Актуальность, практическая направленность

3.3         Проблемность, новизна

3.4.        Оптимальность объема

3.5.        Выполнение намеченного плана работы

4. Оценка эффективности использования педагогических технологий

4.1.        Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа

4.2.        Степень целесообразности и эффективности использования наглядности, ТСО

4.3.        Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы

4.4.        Уровень обратной связи с учащимися

4.5.        Эффективность контроля за деятельностью учащихся, уровень требований

$15.  Оценка цели и результатов проведенного занятия

5.1.        Конкретность, реальность, диагностируемость цели занятия

5.2.        Степень обучающего воздействия занятия на учащихся (чему и как научили)

5.3.        Степень развивающего воздействия занятия

5.4.        Степень воспитательного воздействия занятия

5.5.        Общее количество баллов

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует, 1 - проявляется частично, 2 - присутствует в полном объёме). Подсчитывается сумма баллов

Вариант № 4

Схема методического анализа занятия в системе дополнительного образования детей

Параметры анализа

 

Уровни

   

оценок

п/п

   
 

Вы-

Сред-

Низ-

   
   

сокий

ний

кий

1.

Краткая характеристика детского коллектива:

     
 

способности и возможности

     

2.

Соответствие программного содержания возрасту

     
 

детей, их потребностям, интересам и возможностям

     

3.

Этапы занятия, их четкая выраженность и

     
 

взаимосвязь

     

4.

Ссоответствие применяемых методов цели занятия,

     
 

их эффективность

     

5.

Наличие приемов, обеспечивающих

     
 

интеллектуально-познавательную активность ребенка

     

6.

Воспитательное, образовательное и развивающее

     
 

значение занятия

     

7.

Качество работы, ее направленность на конкретный

     
 

практический результат

     

8.

Насыщенность образовательного процесса приемами

     
 

управления концентрацией внимания

     

9.

Приемы активизации самостоятельности детей,

     
 

стимулирования их творческого мышления

     

10.

Доступность, логичность, эмоциональная

     
 

выразительность речи педагога

     

11.

Владение приемами подачи нового с опорой на уже

     
 

имеющийся у детей познавательный опыт

     

12.

Организованность детей в процессе обучения, их

     
 

сотрудничество

     

13.

Способы индивидуализации и дифференциации

     

14.

Эстетическая насыщенность занятия (способ подачи

     
 

информации, внешний вид детей, их

     
 

взаимоотношения, кабинет и другие)

     

15.

Разнообразие, качество, вариативность использования

     
 

наглядных пособий

     

16.

Соответствие воспитательно-образовательного

     
 

процесса гигиеническим требованиям

     

17.

Общая оценка результатов и эффективности занятия

     

Вариант № 5

Анализ занятия с позиций ФГОС

Дата «___» _____________ 20___ г. Ф.И.О. педагога_______________

Название творческого объединения_____________________

Тема занятия_________________________

Возраст детей________________________________________

   

Приме-

Бал-

     

чание

лы

1.

Цель и основные задачи занятия: образовательная,

   
 

развивающая, воспитательная/

   
 

Прослеживается ли реализация поставленных педагогом

   
 

цели и задач?

   

2.

Организация занятия: тип, структура, этапы, их логическая

   
 

последовательность и дозировка во времени, соответствие

   
 

построения занятия его содержанию и поставленной цели

   
         

3.

Каким образом педагог обеспечивает мотивацию изучения

   
 

данной темы (учебного материала)?

   

4.

Соответствие занятия требованиям ФГОС:

 

4.1

Ориентация на новые образовательные результаты

   

4.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД

   

4.3

Использование современных технологий (проектная,

   
 

исследовательская, ИКТ и др.)

   

5.

Содержание занятия:

 

5.1

Научная правильность освещения материала на  занятии, его

   
 

соответствие возрастным возможностям

   

5.2

Соответствие содержания занятия требованиям программы

   

5.3

Связь изучаемого материала с ранее пройденным,

   
 

межпредметные связи

   

6.

Методика проведения занятия:

 
 

Актуализация знаний и способов деятельности

     

6.1

воспитанников. Постановка педагогом проблемных

     
 

вопросов, создание проблемных ситуаций

     

Какие методы использовались педагогом? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай»,

6.2    «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

Соотношение деятельности педагога и деятельности

6.3    воспитанников. Объем и характер самостоятельных работ

6.4    Какие из перечисленных методов познания использует педагог (подчеркните):

наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить)

6.5    Применение диалоговых форм общения

6.6    Осуществление обратной связи ученик-учитель

6.7    Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

6.8    Реализация дифференцированного обучения

6.9    Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения

6.10  Использование наглядного материала:

в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

Наглядный материал:

избыточен, достаточен, уместен, недостаточен

6.11  Формирование навыков самоконтроля и самооценки

7.1    Развитие качеств:

восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь

7.2    Ритмичность занятия: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов деятельности

7.3    Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера занятия

8.      Наличие элементов нового в педагогической деятельности педагога (отсутствие шаблона)

Итого:

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует, 1 - проявляется частично, 2 - присутствует в полном объёме). Подсчитывается сумма баллов

Анализ занятия провел ________________Ф.И.О.___________подпись Ознакомлен(а):____________________

Вариант № 6

Анализ открытого занятия педагога дополнительного образования

Дата______, время_____, место проведения____________________

Профиль творческого объединения___________________________

№ группы______, количество учащихся______________

ФИО педагога:________________________________

Тема занятия:_____________________________________________

ФИО посещающего:_______________________________________

Цель посещения:__________________________________________

   

Параметры

       

Уровни

               

высокий

средний

низкий

1.

Начало

занятия.

Сообщение

темы,

     
 

постановка цели и задач

           

2.

Логичность  и

последовательность  этапов

     
 

занятия

                 

3.

Подведение итогов каждого этапа занятия

       

4.

Соответствие  методов  и  приемов  работы

     
 

педагога

поставленным

задачам

и

     
 

возрастным особенностям воспитанников

       

5.

Инновационные методы работы на занятии

     

6.

Техническое  оснащение  занятия,

наличие

     
 

необходимого оборудования, наглядности

       

7.

Теоретический

 

уровень

изложения

     
 

материала

 

(научность,

логичность,

     
 

доступность, эмоциональность)

         

8.

Организация

практической

работы

     
 

(алгоритм,

логичность,

доступность,

     
 

эмоциональность)

             

9.

Осуществление

 

личностно-

     
 

ориентированного,

дифференцированного

     
 

подходов к воспитанникам

           

10.

Создание

 

творческой

атмосферы,

     
 

комфортного

 

психологического

     
 

микроклимата на занятии

           

11.

Культура речи педагога

           

12.

Активность учащихся на занятии

         

13.

Работа педагога по развитию творческого

     
 

потенциала и самостоятельности детей

       

14.

Способы

оценивания

деятельности

     
 

воспитанников

               

Выводы:

____________________________________________________________________

Предложения:

____________________________________________________________________

Подпись посещающего:__________Подпись педагога:___________

Также предлагаем комплекс анкет для проведения диагностики промежуточных результатов (анализ занятия с точки зрения методиста, педагога и учащихся).

I. Анкета для методиста, анализирующего занятие

Проводится с целью контроля качества преподавания, уровня знаний, умений и навыков детей, состояния образовательного процесса.

1.  Достигнуты ли поставленные педагогом задачи? (да, нет, частично) а) обучающие-б) развивающие-

в) воспитательные-

2.  Все ли методические требования соблюдены в начале занятия?______________________________________________

3.   Насколько уровень изложения теоретического материала (по пятибалльной системе)

а) научен -____

б) логичен -____

в) систематичен - ___

г) доступен -____

4.  Чем оснащено занятие?

а) наглядностью; б) раздаточным материалом;

в) техническими средствами обучения.

5.    Какие приемы успешного запоминания использует педагог?______________________________________________

6.    Какие аспекты отражают воспитательную сторону занятия?________________________________________________

7.  Оцените степень проявления внимания детей (по пятибалльной системе)

а) в начале занятия -___

б) в середине занятия - ___

в) в конце занятия -___

8. Проявляют ли дети активность - ___

а) в процессе изучения нового материала -___

б) при закреплении нового материала - ____

9. Проявляют ли дети самостоятельность в суждениях?

10.  Какова дисциплина на занятии? (оценить по пятибалльной системе) а) готовность к занятию -___

б) во время занятий -___

в) во время самостоятельной работы -___

11.  Предложения, советы и замечания педагогу, проводившему занятие_________________________________________________

12.  Какие формы работы использовали бы Вы при проведении данного занятия?

II. Анкета для педагога, проводившего занятие

Проводится с целью самоанализа.

1. Общие сведения:

а) охарактеризуйте коротко учебную группу: состав, возраст, год обучения, способности детей, ожидаемый результат.

б) охарактеризуйте материалы и оборудование, используемые во время учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, ТСО.

2.  Тема учебного занятия: а) место в учебном курсе;

б) степень сложности для данной группы.

3.  Задачи учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.

4.  Содержание учебного занятия:

а) соответствие содержания занятия его цели; б) развивает ли учебный материал творческие способности детей? Если да, то как?

в) созданы ли на занятиях условия для развития устойчивого интереса к обучению?

г) формированию каких знаний, умений и навыков содействует материал?

5.  Тип учебного занятия: а) какого типа занятие;

б) место занятия в учебном курсе; в)способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.

6.    Структура учебного занятия:

а) этапы занятия и их последовательность; б) главный этап занятия и его характеристика;

в) насколько обеспечена целостность занятия? 7. Методы обучения:

а) соответствуют ли применяемые методы целям занятия?

б) эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей; в) результативность используемых методов.

8. Система работы педагога:

а) умение организовать работу детей; б) правильность определения объема учебного материала для обучающихся;

в) поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения); роль педагога в создании микроклимата на занятии.

9. Система работы учащихся:

а) организованность, активность; б) отношение к педагогу, способность сосредоточиться на конкретном предмете;

в) уровень усвоения знаний и умений, умение применять их на практике. 10. Общие результаты учебного занятия:

а) выполнен ли запланированный объем?

б) реализована ли цель занятия? Если нет, то что явилось причиной? в) общая оценка результата и эффективности занятия.

III. Анкета для учащихся, занимавшихся на данном занятии

Проводится с целью выявления степени интереса учащегося к теме занятия, прочности знаний, умений и навыков ребенка по данной и предыдущим темам.

1.  Что больше всего заинтересовало тебя на данном занятии?

2.    Смог бы ты дополнить это занятие интересным материалом по теме?

3.  Сформулируй несколькими словами основную мысль занятия.

4.  Есть ли у тебя вопросы к педагогу по данной теме?

5.    Как бы ты провел занятие по данной теме, если был бы на месте педагога? а) оставил бы все без изменений; б) внес бы следующие изменения:________.

Приложения

Приложение  1

Документация педагога дополнительного образования (папка педагога)

На титульном листе: Название учреждения Фамилия Имя Отчество

Год рождения, образование, отдел, творческое объединение.

1.       Должностная инструкция педагога дополнительного образования

2.       Дополнительная образовательная программа

3.       Расписание занятий

4.       Списки обучающихся по группам и годам обучения

5.       Отчет об итогах образовательной работы за год

6.       Журнал учета учебных групп

7.       Список методических разработок

8.       Инструкции по соблюдению правил техники безопасности

9.       План и отчет по самообразованию за год

10.      Аттестационный лист

11.    Удостоверения о прохождении курсов; грамоты, статьи из журналов и газет.

Приложение  2

 

Мониторинг уровня знаний обучающихся

 

По дополнительной образовательной программе_______

 

Педагог ДО  ___________________

 

Творческое объединение________

 

Учебная группа_________________

 

Год обучения __________

 

   

результат на

результат на

результат на

п/п

ФИО обучающихся

 

начало уч. года

½  уч. года

конец уч.

         

года

1

Иванов Иван Иванович

Д

П

2

         
 

Итого:

 

%

%

%

Итого: Д……низкий

уровень

   
 

……средний уровень

     
 

П……высокий уровень

     

 

Литература

 

1.        Андреев, В.И. Пакет диагностических методик на выявление резервных возможностей качества обучения, воспитания и развития учащихся. – Казань, 1997.

 

2.        Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. - М.: 2002.

 

3.        Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

 

4.        Каргина, З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей //Внешкольник 2006 - №9.

 

5.        Конаржевский, Ю. А. Анализ урока [Текст]/ Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 1999.

 

6.        Новоселова, Н.Б. Учебное занятие в системе дополнительного образования детей// Методист. – 2007, №8.

 

7.        Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г. Б. Скок.– М.: Изд-во Педагогического общества России, 2001.

 

8.        Тучкова, Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя [Текст] / Т.У. Тучкова. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.

 

9.        Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // alekscdt.narod.ru.